Почему европейские мужчины в XVII веке стали носить чудные напудренные парики?

0 1

Если вы когда-либо видели фильмы о мушкетёрах, королях и придворных Франции или Великобритании, то наверняка помните этих нарядных мужчин в огромных белых париках, словно на голове у них образовывалось — целое облако белоснежных локонов. Могло показаться, что это просто каприз моды — но за ним стояла весьма мрачная и даже отталкивающая реальность.

Сегодня это выглядит забавно, даже карикатурно, но в XVII веке такие парики были вовсе не просто модным аксессуаром. За их появлением стояли весьма любопытные — а порой и неприятные — причины.

В этой статье мы расскажем, почему европейские мужчины однажды решили спрятать свои головы под килограммами пудры и волос, и почему эти парики вышли из моды.

Небольшой, но пугающий экскурс в историю

Почему европейские мужчины в XVII веке стали носить чудные напудренные парики?

Всё началось в самом конце XV века, когда Европу, не успевшую оправиться от ужасов «чёрной смерти» (бубонной чумы), накрыла новая напасть — неизвестная болезнь, которую позже назовут сифилисом.

Первая зафиксированная эпидемия пришлась на 1495 год, вскоре после того, как французские солдаты вернулись из итальянского похода Карла VIII. Болезнь распространялась молниеносно, была мyчитeльной и, как вскоре выяснилось, передавалась пoлoвым путём. Её клинические проявления поражали не только тело, но и внешний вид — и особенно голову.

Почему европейские мужчины в XVII веке стали носить чудные напудренные парики?

Одним из последствий сифилиса (а также его лечения — тогдашние врачи предлагали натирать свои головы ртутью!) было сильнейшее выпадение волос, язвы на коже головы и деформация черепа.

Всё это делало мужчин — и особенно аристократов, для которых внешний облик значил всё — объектами насмешек и изоляции. Именно это обстоятельство в итоге и положило начало эре париков.

Людовик XIII и рождение моды на парики

Почему европейские мужчины в XVII веке стали носить чудные напудренные парики?

Сифилис был бичом не только для простолюдинов, но и для коронованных особ. Один из первых монархов, кто начал носить парик — французский король Людовик XIII, прозванный «Справедливым».

В молодости он обладал густыми, длинными волосами и гордился ими. Но после болезни волосы на его голове начали стремительно редеть. В те времена облысение считалось не только уродством, но и признаком слабости, болезненности и даже распущенности. Особенно во Франции, где со времён правления Меровингов отношение к волосам у правителя имело сакральное отношение.

Чтобы не подвергать себя публичным насмешкам и унижению, Людовик XIII в 1620-х годах ввёл моду на специальный чёрный парик до плеч, состоявший из нескольких шиньонов, соединённых в одну пышную конструкцию.

Поначалу это было попыткой скрыть проблему, но очень скоро… парик превратился в символ власти, изящества и высокого положения.

Король, как и подобает единственному законодателю тех времён, задал тренд. За которым последовала знать. И вскоре парик стал чем-то вроде древнего айфона — если ты без него, ты либо беден, либо не в тренде, либо больной.

Впрочем, часто — всё сразу.

Людовик XIV: 48 личных парикмахеров и культ кудрей

Почему европейские мужчины в XVII веке стали носить чудные напудренные парики?

Если Людовик XIII парик просто носил, то его сын — Людовик XIV, знаменитый Король-Солнце, — возвёл парики в культ. В 17 лет он начал терять волосы и, чтобы не повторить судьбу отца, нанял 48 (!) лучших парикмахеров Франции, чтобы те создали нечто по-настоящему королевское.

Так появился его знаменитый «алонжевый» припудренный парик — длинный, густой, вьющийся, спадающий до груди. Его создавал личный мастер Людовика по имени Бенуа Бине.

Новый стиль так полюбился двору, что парик стали называть «бинетом».

И хотя подобные парики уже встречались, именно Людовик сделал их нормой при дворе и обязательным аксессуаром для любого, кто хотел выглядеть «comme il faut».

В 1656 году в Париже появилась первая гильдия парикмахеров и изготовителей париков, официально закрепившая этот аксессуар как модный стандарт эпохи.

Из чего делали парики?

Почему европейские мужчины в XVII веке стали носить чудные напудренные парики?

В ход шло всё: человеческие волосы, конский волос, козья шерсть, даже нити из растительных волокон. Парикмахеры скупали волосы повсюду: у бедняков, у заключённых, у монахинь, иногда даже у мёртвых (в особо циничных случаях).

Особенно ценились серебристые и пепельные волосы, а также природные кудри — их было меньше всего, и они стоили дороже. Обычно раза в 3-4.

Парики вручную плели на тонкие текстильные шапочки, адаптированные под череп владельца. Работа была тонкой, дорогостоящей и требовала мастерства.

Один хороший парик мог стоить до 25 шиллингов — недельная зарплата обычного лондонского работяги. А британские аристократы тратили на парики более 800 шиллингов в месяц. Чтобы было понятнее: в XVII веке 800 шиллингов равнялись 40 фунтам, что при подсчете с учётом инфляции в современное время составляет около 8 000 фунтов или ~ 760 000 рублей.

Почему все тогда брились налысо и носили парики?

Почему европейские мужчины в XVII веке стали носить чудные напудренные парики?

Во-первых, из-за паразитов:
Вши, блохи — в те времена их не стеснялись, потому что от них было почти невозможно избавиться. И чтобы избавить себя от ужасного зуда, мужчины брили голову налысо и прятали её под парик. А в некоторых особенно изощрённых париках даже делали встроенные ловушки для вшей — вроде маленьких тряпочек с жиром, который приманивал паразитов.

Во-вторых, маскировка болезней:
Парики (как мы уже упоминали выше) скрывали не только облысение, но и рубцы, язвы, следы сифилиса, кожных заболеваний. Кроме того как мужчины, так и женщины носили белую пудру на лицах, ярко-красную помаду, подчёркнутые брови. Всё это делалось, чтобы скрыть шрамы от оспы, следы сифилиса, не только на голове, но и на лице. Бледность стала символом аристократии: если ты бледный — значит, ты не работаешь на солнце, значит, ты не крестьянин, а благородного происхождения.

В-третьих, гигиена:
Как ни странно, парик носился не только из модных соображений, но и для того, чтобы под ним была чистая, гладко выбритая голова. Это считалось более гигиеничным, чем грязные и спутанные настоящие волосы.

А чтобы перебить вонь (ведь парики со временем начинали пахнуть ужасно, если их не кипятили или не ухаживали), использовали духи и пудру с запахами лаванды, розы, янтаря и гвоздики.

Кроме того, парики пудрили, чтобы они сохранялись чистыми и свежими как можно дольше, так как пудра впитывала кожное сало и грязь.

Закат париковой эпохи

Почему европейские мужчины в XVII веке стали носить чудные напудренные парики?

Строгие и вычурные стандарты эпохи Людовика XIV постепенно теряли влияние, особенно после его смерти в 1715 году. Пышные, тяжёлые парики стали выходить из моды. Их заменили более компактные, лёгкие и практичные модели — такие парики стоили дешевле и стали доступны не только знати, но и представителям среднего класса: городским чиновникам, судьям, врачам и даже духовенству.

Эта более утилитарная мода отразила дух времени — эпоху, когда комфорт стал важнее показной роскоши.

А после Великой французской революции наступил и вовсе полный закат париковой эпохи. Напудренные громоздкие парики стали символом старого режима — запылённые, спутанные, наполненные вшами, они ассоциировались не с изяществом, а с надменной, отжившей своё аристократией.

Мужчины стали вновь носить короткие натуральные волосы, а женщины — скромные шиньоны и аккуратные причёски. Развитие медицины, гигиены и общее стремление к «естественности» окончательно вытеснили прежние модные крайности.

К концу XVIII и началу XIX века общество двинулось к более сдержанному, классическому стилю. Эпоха чрезмерности, пышности и эпатажности закончилась — вместе с напудренными локонами, багровыми губами и тоннами парфюма, скрывающими все человеческие недостатки под слоем театральной красоты.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.